ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока : Имя числительное (общее понятие).
1. ФИО: Романова Д.Г
3.Должность: учитель нач.кл
4.Предмет: русский язык
5.Класс: 3
6.Тип и форма урока: Урок введения нового знания .
7.Тема и номер урока в теме: Имя числительное ( общее понятие) (1 урок)
8. УМК: «Школа России»
9.Базовый учебник: Русский язык 3 класс . Автор: В. П. Канакина
10.Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? и который?);объяснять значение имён числительных в речи, приводить примеры слов—имён числительных; оценивать результаты своей деятельности.
11.Цели: познакомить с понятием "Числительное", повторить изученный материал по темам: "Устойчивые словосочетания", "Этимология слова", "Части речи". Развивать мышление, память, речь, эмоции, волю. Воспитывать уважение к предмету, природе, умение работать коллективно и самостоятельно.
12.Ведущий метод: проблемно – поисковый.
УУД:
Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,
-
проговаривать последовательность действий на уроке,
-
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД - общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
13.Технологии:
-
Проблемный диалог
-
Здоровьесберегающие
-
ИКТ
14.Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.
15.Методы обучения:
-
Проблемно-поисковые
-
Практические
-
Словесные
16.Оборудование:
классная доска с оформлением;
Технологическая карта урока.
Этап
|
Содержание
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Универсальные действия
|
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
|
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать»
За парты садитесь, пора начинать.
-За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете..Посадите её на свою ладонь, а я вам расскажу одну легенду:
Жил мудрец на свете, который всё знал. Но один его ученик захотел доказать обратное.Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец какая у меня бабочка в руках: мёртвая или живая? А сам думает :»Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая –выпущу. Мудрец подумав, ответил; «Всё в твоих руках». Действительно, ребята, всё в наших руках. Мы должны беречь всё живое.
|
Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.
|
Подготовка к восприятию нового материала.
|
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
Орфография. Чистописание
Мм Мм мм Мм мм Мм
метро месяц
Сегодня у нас в гостях буква М. Расскажите мне всё, что вы знаете о этом звуке. (
|
Актуализация знаний учащихся. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков
|
Он согласный, звонкий, бывает твёрдый, мягкий. И мягкий)
|
Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Познавательные УУД.
Логические универсальные действия:
анализ материала; выбор оснований для составления задания, классификация.
Действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы и нахождение пути решения проблемы
|
3 Словарный диктант.
|
_Отгадайте загадку и вы узнаете, кому будет посвящён наш словарный диктант.
Загадка.
Рук нет, а строить умеет?
1.Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодную порой (дятел)
-. О дятле нам расскажет Сабина К.
2. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут
Эта птица-почтальон
Пролетит любой маршрут? Голубь)
Про голубя нам расскажет Анита С.
3.Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глиныю (Ласточка)
-О ласточке нам расскажет Саша И.
4.. Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замёрз немножко.
(Воробей)
-Про воробья нам расскажет Диана И.
5.Воздух режу без усилья
Как серпы кривые крылья,
Промелькнёт – не разглядишь
Так летает только (Чиж)
-Про чижа нам расскажет Вика Романчук
6. Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскачь
А зовётся птица..( грач.-
-Про грача нам расскажет Лаура Шукенова
Какие вы знаете части речи? Члены предложения?
Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.
От какого слова образовалось"числительное"? (число)
|
Создание проблемной ситуации.
|
_Птица
Возникает проблемная ситуация. Дети затрудняются в определении части речи слова "четыре". Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока
|
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
4.Постановка учебной задачи.
|
Прочитайте пословицу сначала про себя, затем вслух:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей) Давайте определим над каждым словом запишем части речи.
_Что вызвало у вас затруднения? Все ли части речи смогли определить?
- К какой части речи отнесём слово СТО,подумайте, что обозначает? (число) На какой вопрос отвечает? (Сколько)
Это слово относится к новой для Вас части речи, которая называется Имя числительное. Давайте прочтём орфограмму стр.60
2) Запись темы.
“Имя числительное”.
– Какие задания мы будем выполнять на уроке? Давайте составим план урока– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
|
Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций.
|
Обучающиеся дают название новой части речи.
Формулируют тему урока и познавательные задачи.
Приём «Знаю»,»хочу знать».
Совместно с учителем составляют план.
|
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.
Обще-учебные универсальные действия:
самостоятельное выделение познавательной цели.
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками
|
5. Закрепление нового
|
На доске записаны слова. Давай те распределим их в 3 столбика: сущ., прил,. Числит.
Шесть, осень, красивая, восемь, лето, золотой, пенал, добрый, один.
Сущ. Прил. Числит.
Осень красивая шесть
Лето золотой восемь
Пенал добрый один
Давайте исследуем новую часть речи. Как мы будем это делать?
2) Определить, что обозначает.
|
вопрос
|
Что
обозначает
|
четырнадцать
|
сколько?
|
Количество предметов
|
три
|
сколько?
|
Количество предметов
|
второй
|
какой?
|
Порядок предметов при счёте
|
числительных. Выбери правильный ответ.
Имя числительное – это …
1.Член предложения;
2.Часть речи;
3.Часть слова.
Обозначает:
1.Предмет;
2.Признак предмета;
3.Количество предметов;
4.Порядок предметов при счёте.
Отвечает на вопросы:
1.Кто? Что?
2.Какой?
3.Сколько?
4.Что делает?
3) Формулировка правила.
– А теперь сделайте вывод, используя правильные ответы.
Подтверждение правила по учебнику, страница 60.
3) Знакомство с разрядами числительных. Составление алгоритма.
Работа по карточкам .(Два, пятый, сорок три, десять, четвёртый)Что обозначают? На какие вопросы отвечают? Как назвать первую группу числительных?
Как назвать вторую группу числительных?
Разделите числительные на группы.
Как определить, какое имя числительное – количественное или порядковое?
Имя числительное
Какой? Сколько?
Порядок количество предметов
при счёте
порядковое количественное
|
Организация учащихся на исследование проблемных ситуаций. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
|
Исследование новой части речи. В процессе групповой работы заполняется таблица. Выполнение заданий. Составление определения понятия части речи, озвучивание понятия.
Формулируют правило. Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике.
Групповая исследовательская работа.
Углубление понятий: «Количественные и порядковые числительные».
Составление алгоритма. ( схемы- опоры)
|
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.
Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
6. Применение новых знаний. Первичное закрепление.
|
1) -Что еще узнали из правила об именах числительных?
(отвечают на вопрос который?)
(Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются порядковыми числительными. А имена числительные, которые называют количество предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? называются количественные числительные. Устно. Речевая разминка. Игра «Который?»
От количественных числительных образовать порядковые.(Три, одиннадцать, тринадцать, пятнадцать, семнадцать, девятнадцать, пять.)
|
Установление осознанного восприятия. Обобщение
|
Решение типового задания.
Контроль –сличение с образцом.
Анализ ошибок.
Коррекция.
|
Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные УУД: сотрудничество.
Познавательные УУД: обще-учебные, логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
|
7. Работа в группе
|
На столах у вас цветные квадраты. I команда – красные квадраты, ii команда коричневые, iiiкоманда – жёлтые. Рассаживайтесь. И начинаем работать
-
Карточка№1
А) 1,5,9,15
Сколько? Который?
…………..
Б) Вспомнить пословицы и поговорки, в которых есть числа
-
Карточка№2
А) 2,4,8,11
Сколько? Который?
Б) Вспомнить пословицы и поговорки, в которых есть числа
-
Карточка №3
А) 3,6,7,12
Б) Вспомнить пословицы и поговорки, в которых есть числа
|
Установление осознанного восприятия. Обобщение.
Организация деятельности по применению новых знаний.
|
Решение типового задания.
Контроль –сличение с образцом.
Анализ ошибок.
Коррекция Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном).
|
Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные УУД: сотрудничество.
Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод
|
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Работа с текстом Упр.104 с.104
- Составьте и запишите ответы на вопросы. Найдите числительные. Прочитайте числительные.
|
Организация рефлексии.
|
Работа в группах.
Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки (пошаговое сравнение с эталоном).
|
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: самоопределение.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группах
|
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
|
Рефлексия.
-Какую роль играет в речи имя числительное?
- Зачем нужно изучать имя числительное?
Какова была цель нашей деятельности?
-Достигли ли мы ее?
Оцените себя,ребята. Посадите свою бабочку в тот прямоугольник, который вы считаете важным для себя на уроке
|
Организация рефлексии.
|
Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.
|
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: рефлексия.
Личностные УУД: смыслообразование.
|
10. Домашнее задание.
|
Домашнее задание.
1.Базовый уровень.
- с.60 Упр.106; стр.60-орф
2. Повышенный уровень.
Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, название сказок, в которых встречаются числительные
|
|
|
|
|