Главная » Статьи » Внеурочная деятельность |
Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа села Розовое Советского района Саратовской области
Исследовательская работа «Забытые предметы домашней утвари»
Работу выполнила Ученица з класса МБОУ-ООШ с. Розовое Романчук Виктория Руководитель: Романова Д.Г.
Цель: изучение культуры моих предков, через забытые предметы домашней утвари
Объект исследования: культура моих предков
Предмет исследования: старинные предметы домашней утвари
Гипотеза: считаю, что старинные предметы домашнего обихода, забыты, спрятаны или неправильно хранятся.
Задачи: - изучить литературу, собрать загадки, пословицы и поговорки, связанные с домашней утварью; - собрать список забытых предметов; - проверить знакомы ли мои одноклассники с предметами домашней утвари; - узнать у старожил об названиях этих вещей; - собрать в классе экспозицию домашней утвари
Методы исследования: Интервьюирование, поиск информации в библиотеке, Интернет, анализ собранных предметов, сравнение, сопоставление.
Я верю, что все старинные предметы сквозь годы и даже века обладают энергетикой предыдущих владельцев. Они хранят тепло и прикосновения человеческих рук. Жаль, что вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далёких предков. Немного грустную, в чём – то непонятную, но точно тёплую и близкую. Именно это заставляет нас лишний раз, взглянув на ту или иную вещь, вспомнить своё происхождение и отдать должное предкам, благодаря которым мы существуем. В нашей семье хранятся несколько предметов передаваемых из поколения в поколение, о которых я ничего раньше не знала и даже не обращала на них внимания. Однажды в школе учитель спросил нас, если у нас такие вещи. Вот так я и узнала, что есть. У меня появилось много вопросов: Как называются эти предметы? Зачем родители их хранят, если ими не пользуются? Кто сделал эти вещи и когда? Передо мной встала задача – ответить на эти вопросы. И я выяснила,что…. В моём доме хранится рушник (вышитое полотенце), которое вышивала моя прабабушка. Это семейная реликвия, которая передаётся из поколения в поколение.
Тема моей исследовательской работы: «Забытые предметы домашней утвари».
Крестьянская домашняя утварь Мир русской деревни XIX нач. XX веков трудно представить без многочисленной домашней утвари, накапливавшейся десятилетиями, которой наши прабабушки и прадедушки пользовались в своей повседневной жизни. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнала, что «Утварь – это предметы, принадлежности какого – нибудь обихода. Например: домашняя утварь кухонная». Тот же термин В.И. Даль, автор «Толкового словаря великорусского живого языка», утварью называл «Всё движимое в доме, жилище» Утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол; различные ёмкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища. Терминология предметов менялась в зависимости от способа изготовления: ёмкость бондарной работы – бадья, долблённая из дерева –долблёнка, выделанная из глины – корчага. В русской деревне употреблялось в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетённая из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть приобреталась на ярмарках. Наличие металлической утвари в доме было свидетельством зажиточности семьи, её бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. Традиционный набор утвари сохранялся в крестьянском хозяйстве вплоть до конца 30 – х годов XX века. Однако новые, характерные для городского образа жизни вещи стали проникать в народный обиход гораздо раньше, ещё в середине XIX века. Первоначально это была столовая утварь. Вместе с самоваром и кофейником в быт крестьян вошли чайные чашки с блюдцами, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, чайные ложки. В Древней Руси посуду предпочитали делать из деревьев лиственных пород. Изделия из дерева не только красивы, благодаря живой и неповторимой фактуре дерева, но и практичны – в деревянной таре не отсыревает мука или соль, а при приготовлении некоторых блюд, которые не переносят присутствия металла, альтернативы деревянным ложкам попросту не существует. На современных кухнях редко можно встретить деревянную посуду – ее заменил современный пластик. Однако, используя дерево, легко ощутить его преимущества. В жаркие летние дни нельзя было обойтись без жбана холодного забористого кваса на столе. Чтобы сделать напиток более холодным, в жбан бросали кусочки льда, который хранился с зимы в погребе. Жбан, наполненный студеным квасом, крестьяне нередко брали с собой в поле, особенно в знойные летние дни. Жбаны, предназначавшиеся для кваса, пива и меда, по сути дела, были большими кружками, вмещавшими не меньше литра жидкости. Скопкарь - это традиционный русский деревянный ковш "утица" ладьевидной формы с двумя ручками, изображающими хвост и голову птицы или лошади. Такая посуда из дерева известна на Руси издревле и широко использовалась вплоть до 19 века. Малые скопкари могли служить индивидуальной посудой для употребления хмельных напитков. Из больших же напиток черпали ковшами-нулёвками, имеющими рукоятку в виде крючка и висящими на основном ковше. Ступа- крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Необходимой принадлежностью ступы был пест. Он представлял собой длинную толстую палку с перехватом посередине для удобства работы. Оконечность песта нередко обивали железом для утяжеления. Корыто - деревянная ёмкость вытянутой формы с закруглённым дном и невысокими бортами. Его делали из половинки расколотого бревна, выдолбленного и вытесанного посередине. Размеры корыта отличались в зависимости от назначения. Для измельчения варёного мяса или яиц, использовались совсем небольшие - длиной 30-40 см, капусту рубили в корытах до 60-70 см, а пиво остужали в таких, которые могли превышать в длину метр и более. У некоторых корыт с торцевой части делалась ручка, а большие корыта посередине разделялись перегородкой . Корыта были очень полезны в хозяйстве. Они могли использоваться для кормления скота и птицы, стирки белья, для приготовления начинок, просеивания муки или замешивания теста. Так повелось с незапамятных времен, что ходить за водой к источнику было обязанностью и привилегией женщин. Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Одиночный водонос, лучковый рычажок, которым на плече носят пару ведер» вскоре становится популярным в самых отдаленных уголках России. Его достоинства по заслугам оценили в старинных городах, но особенно в деревнях. Действительно, зимой по узкой глубокой тропинке без коромысла можно пройти только с большим трудом, так как ведра будут задевать за сугробы. Летом в ведра, которые несут в руках, постоянно попадает пыль, семена созревших трав и притаившиеся в травах многочисленные букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно легче. Даже походка становится легкой и грациозной, когда ведра, как птицы, парят над сугробами или высоким травостоем. И невольно родилась в народе загадка: «Сидят две галочки на палочке?» Это о ведрах с коромыслом. «Весь лес в обрез, а два дерева выше всех». Так образно передает старинная народная загадка конструктивные особенности бондарного сосуда, именуемого ушатом. Другая загадка намекает на происхождение его названия: «У туши уши, а головы нет» благодаря ушам, представляющим собой выступающие над боковыми стенками две клепки с отверстиями. Уши имеют двойное назначение. Во-первых, с их помощью можно плотно закрыть ушат, а во-вторых, при необходимости перенести его в другое место. В отличие от ведра ушат предназначен для переноски воды только вдвоем, поэтому и вмещает он ее значительно больше, чем стандартное ведро. Чем тяжелее был ушат с водой, тем труднее было поднимать его на плечи. Постепенно в обиход стало входить приспособление, с помощью которого ушат можно было нести, не поднимая его высоко над землей. К жерди в середине прикрепляли короткую цепь, называемую зацепом. Свободный конец зацепа соединяли в середине с более короткой жердью. При переноске ушата в его уши вставляли короткую жердь, а длинную клали на плечи. Таким образом, ушат при переноске висел на зацепе на небольшом расстоянии от земли. Воду в ушатах носили из колодца или речки не только домой, но и на луг в покосное время и в поле в страдную пору. В них же носили воду для полива огородных грядок. Особенно ушат был незаменим там, где воду нельзя было доставить на водовозной бочке, поскольку вместо дороги под ногами была лишь узкая тропка. Именно кухонная кадушка с черпаком вызвала к жизни известную загадку: «Утка в море, хвост на заборе». В торговом деле кадки, имевшие установленные размеры, служили мерами емкости сыпучих продуктов. Вместительные кадки использовали для хранения хлеба — муки и зерна. Положить хлеб в кадушку означало: сделать запасы муки и зерна на зиму. Но все же основное назначение кадушки — заготовка впрок всевозможных солений, квашений и мочений. До сих пор ей нет достойной замены. А если еще и древесина бочаром подобрана со знанием дела, то такой кадушке нет цены. Хороши для заготовки впрок кадушки, сделанные из древесины осины, липы и других лиственных пород. Чашки, ложки и кувшины были деревянные. Трапеза традиционно начиналась с хлеба и им же заканчивалась .Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб –соль везде были символом благополучия и гостеприимства.
Домашняя утварь в устном народном творчестве Войдя в крестьянскую избу, сразу обращаешь внимание на печь: она занимает почти пол избы. Отсюда выражение: «Без печи хата – не хата». Кроме того печь – это не просто место, где готовили еду: «Печь греет и варит, печёт и жарит» .Она накормит, обсушит и порадует душу». Дом, порядок в нём, мир и лад среди домашних считалось залогом житейского благополучия. Пословицы вникают во все мелочи: «Дело в руках – и хлеб в усах», «Баба пекла пироги на дрожжах, а вынимала на вожжах», «Хорошие жернова все мелют, а плохие сами смелются», «Без хозяина дом – сирота» - эта пословица передаёт мысль о порядке, о семье, об её устройстве.. Ребята нашего класса нашли пословицы и о правильном ведении дома: «Лестницу метут не снизу, а сверху», «Стеклянную посуду береги: расшибёшь не починишь». Также мы заметили, что образ домашней утвари показан в сказке «Колобок», дед просит бабку испечь колобок: «Пойди – ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, наберёшь муки на колобок» - т.е он просит приложить усилия, чтобы они со старухой могли поесть. В сказке «Заюшкина избушка» петух, выгнав лису, кричал ей в след : «На чужой каравай рот не разевай, да свой затевай». Особое место в фольклоре занимают загадки, которые также не обошли своим вниманием русский быт. На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце) Три братца пошли на реку купаться. Два купаются, третий на берегу валяется. (Вёдра, коромысло). Я считаю, что русский народ крепко хранит память о прошлом. Это доказывает большое количество упоминаний о фольклоре, прежде всего в загадках, пословицах и поговорках. Я составила небольшой сборник «Домашняя утварь в устном народном творчестве» ( конечно, без помощи одноклассников не обошлось!)
Диагностическое исследование. Поработав с литературой, мы составили словарь забытых предметов домашней утвари. Чтобы узнать знакомы ли ребята с предметами домашней утвари, а также доказать или опровергнуть гипотезу о том, что старинные предметы домашнего обихода забыты, спрятаны или неправильно хранятся я провела опрос в классе на тему: «Забытые предметы домашней утвари». В опросе приняли участие 16 человек. Каждому респонденту предлагалась анкета с названиями предметов домашней утвари, значение которых им требовалось соотнести с изображением. Также соотнести старое название предметов с современными названиями. Всего я предложила 20 предметов. Каждый заполнял анкету лично, используя только свои знания.
Анализ анкет. Мои одноклассники наиболее знакомы с предметами: ухват – 12 чел., чугунок – 16 чел., рукомойник – 14 чел. Такие предметы как: лохань – назвали 2 чел, знают зыбку и поршевник – 2 чел., квашня и мутовка знакомы 4 одноклассникам. Только 4 человека ответили верно, на 15 вопросов из 20, наименьшее количество – 6 правильных ответов, 9 одноклассников ответили правильно на 7 вопросов. Больше 70 % верных ответов дали 4 человека из 16 опрошенных. Из воспоминаний старожилов Приступив к работе, я столкнулась с тем, что мои родители, я и мои одноклассники не знали, как назывались многие предметы деревенского быта. За разъяснениями мы обратились к классному руководителю Романовой Д.Г и Айткалиевой Е.С. (руководителю школьного музея). С их помощью ,и посетив музей мы узнали о предметах домашней утвари. Некоторые вещи получили новые названия, а старые постепенно забылись. Например: ватольница – одеяло, задергушка – штора, рукотёр, рукотёрник – полотенце, запон- фартук, голик –веник и т.д. Например: валёк – деревянная дощечка с ручкой для выколачивания белья на речке.. Так же я обратилась к своей прабабушке Романчук Екатерине Ивановне, она всю жизнь прожила в нашем селе Розовое.. От неё я узнала, что метла, для подметания в печи называли «Помельник», инструмент для глажки белья «Катанка». Из беседы с прабабушкой я узнала что, в праздники изба преображалась, стол накрывали белой скатертью; Красный угол, зеркало украшали накутники; лавки, сундуки прикрывали нарядными хохлушами. Теперь я и мои друзья много знаем о домашней утвари.
Сборник «Домашняя утварь в устном народном творчестве»
Словарик
Крынка – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Чугун (чугунок) –крупный сосуд, горшок из чугуна, для тушения и варки в русской печи Туес – цилиндрический, берестяной короб, с плотно прилегающей крышкой. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи. Лавка – предмет мебели из дерева. Лапти – обувь крестьянина Сундук – предмет мебели, используемый для хранения одежды. Умывальник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника. Рушник (рукотёр) – для вытирания рук во время стрепни. Рубель – деревянная доска с вырубленным желобком для катания белья Лохань – круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Рушник – вышитое полотенце
Коврига – большой круглый хлеб. Пословицы и поговорки
Загадки о предметах быта в "Русской избе"
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар)
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, По полу скок- скок и сел в уголок. (веник)
На веревке пальцы, держат одеяльце. (прищепки)
По сеням так и сяк, а в избушку никак. (дверь)
Поля стеклянные, межи деревянные. (окна и рамы)
Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)
На стене висит, болтается, за него всяк хватается (полотенце)
Новая посуда, а вся в дырах. (решето)
Из липы свито дырявое корыто, По дороге идет клетки кладет. (лапти)
Всех накормлю с охотою, А сама безротая. (ложка)
Стоит кошка - четыре ножки, что это? (скамейка) На топтале был, на кружале был, Домой пришел - семью накормил. (глиняный горшок)
Согнут в дугу - летом на лугу, Зимой - на крюку. (серп)
Что в избе за коровьи рога? (ухват)
Травы поем, зубы вытуплю, Песку хвачу - опять наточу. (коса)
Говорит дорожка - два вышитых конца: Помойся хоть немножко, чернила смой с лица. Иначе ты в полдня испачкаешь меня! (полотенце)
Список используемой литературы: | |
Просмотров: 673 | |
Всего комментариев: 0 | |